Палочки Кюизенера




Палочки Кюизенера
Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками.
Все задания можно распределить по блокам:
1. Задания на ознакомление с палочками.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3. Задания на измерение.
• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.
4. Задания на построение.
• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста.
В нашей группе «Гвоздичка» работа с палочками Кюизенера происходит в виде волшебной игры, где ребенок — это волшебник, который сможет из палочек создать любую постройку, картинку и фигурку.
Мы с ребятами сейчас на начальном этапе работы с палочками Кюизенера используем их, как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.
Дети с удовольствием играют с палочками Кюизенера, проявляют интерес к новым заданиям и упражнениям.
В дальнейшем на втором этапе палочки уже будут выступать как пособие для маленьких математиков. И тут дети научатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.